Экспозиция музея

«Вечности заложник у времени в плену»


Экспозиция Мемориального музея Б. Пастернака состоит из шести разделов. Знакомство с ней начинается с первого зала: «О детство, ковш душевной глуби…» (Детские и юношеские годы Б. Пастернака). Экспонаты зала переносят нас в уютные комнаты родительского дома поэта, где каждый день звучала музыка (это мама Б. Пастернака — Розалия Исидоровна, талантливейшая пианистка, — готовилась к очередному концерту). Б. Пастернак не стал композитором, но музыка из сердца перелилась в его стихи, наполнила удивительной мелодикой слова, проникла в его мысли, что позволило ему написать о себе и своём поколении: «Мы были музыкою мысли». Музыка, живопись, поэзия стали для него не разными языками, а единым языком искусства. В лице Б. Пастернака мир, возможно, потерял и великого философа, ведь он блестяще закончил философское отделение филологического факультета Московского Императорского университета.

В следующем зале «Я вишу на пере у творца…» (Начало литературного творчества) мы попадаем в удивительный, блистательный, ренессансный мир Серебряного века русской поэзии, из серебряного ковша которой удалось ещё испить и её последнему представителю — Б. Пастернаку.

Перед нами череда трагических судеб художников слова, этих создателей духовного кислорода, многих из них близко знал начинающий поэт, с некоторыми — дружил, кому-то подражал, у кого-то учился.

Отказавшись от карьеры профессора философии, он выбрал путь Поэта, и уже в 1914 году вошёл в ареопаг Серебряного века, став равным Маяковскому, Ахматовой, Гумилёву, Цветаевой, Мандельштаму и другим.

Первые литературные опыты: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя — жизнь»; участие в литературных студиях: «Центрифуга», «Сердарда»; первая Мировая война, Революция (поэмы «Спекторский», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт») — так происходило духовное взросление поэта.

Главную ценность второго экспозиционного комплекса составляют прижизненные издания Б. Пастернака и других поэтов того времени, документы и другие вещественные источники эпохи. Одна из витрин зала посвящена частной жизни поэта — его первой семье.

Третий зал «Ни единой долькой не отступаться от лица…» (Поэт и Власть, «Царь и Небожитель») рассказывает о великом переломе в стране и в жизни писателя — утверждение диктатуры Сталина, коллективизация, «красное колесо» репрессий. Художественная инсталляция центральной витрины зала подтверждает мысль, высказанную А. Ахматовой о двух Россиях: «одна, которая сидела, и другая, которая сажала». За колючей проволокой оказалось много знакомых и друзей Б. Пастернака, люди исчезали внезапно: «Мы тасовались, как колода карт». А на патефонной пластинке — запись оваций товарищу Сталину. На начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Б. Пастернака. На фотографиях, представленных в зале, прослеживается его активное участие в деятельности Союза писателей СССР: в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. Бухарин называет Пастернака лучшим поэтом страны; его книги активно издаются и переиздаются; в 1935 году — участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира. Комплекс экспонатов, представляющих личную жизнь Пастернака, включает типовые предметы быта, рассказывающие об атмосфере дома, созданном его женой З. Пастернак (в первом браке Нейгауз).

«Мил моему сердцу Чистополь…» — этот раздел экспозиции включает в себя две мемориальные комнаты (кабинет и кухню), которые в годы войны были местом жительства Б. Пастернака в Чистополе.

Хорошо зная условия проживания писателя, подробно описанные А. К. Гладковым, удалось восстановить их в подлинном виде, тем более что мемориальный комплекс предметов почти весь сохранился. Его дополнили личные вещи поэта, подаренные музею семьёй Б. Пастернака. Рабочий стол писателя — самое сакральное место в комнате: здесь за переводами Шекспира он переносился в далёкую Верону и посещал Рим цезарей, размышлял о трагической судьбе Цветаевой и готовил черновые материалы для будущего романа.

Тематика пятого раздела «Я пропал, как зверь в загоне…»  Нобелевская Голгофа Б. Пастернака.

Главный экспонат зала — первое издание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», вышедшее в Милане в 1957 году. Лишь через тридцать с лишним лет смог познакомиться с ним отечественный читатель в журнале «Новый мир», который в своё время отказался печатать это произведение. Последовавшая вслед за этим Нобелевская премия стала для писателя мировым политическим скандалом и принесла ему мировую славу. От него требовали полного отказа от романа, но позиция гонимого поэта была непреклонной: «Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, я готов принять любое». Всё же, чтобы утихомирить страсти, он вынужден был пойти на компромисс — отказаться от премии. Понимая вынужденность отказа, Нобелевский комитет принял «соломоново» решение - отложить вручение премии до благоприятных времён (оно наступило лишь тридцать один год спустя!).

Последний раздел экспозиции «Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты…» — увековечение творчества и жизни Б. Пастернака в книгах, скульптуре, живописных портретных работах… Значение Личности и творчества Б. Л. Пастернака в современном культурном пространстве трудно переоценить. Его имя в духовном пространстве остаётся основополагающим. Произведения Б. Пастернака издаются на всех языках мира. Его переход в 21 век является неоспоримым фактом мировой Культуры.