Новости

Выставка открыток «Русский стиль художницы Елизаветы Бём»

В музее истории города открылась выставка открыток художницы Елизаветы Бём. В экспозиции представлены около 30 оригинальных работ из фондов Чистопольского государственного музея-заповедника. Коллекция пополнила наше собрание в уходящем 2024 году благодаря Владимиру Александровичу Ёлкину, внуку дворянки, генеральской дочери из г. Оренбурга, впоследствии — известного советского архитектора Зои Николаевны Мироновой (1892−1984), окончившей Чистопольскую женскую гимназию.
Елизавета Меркурьевна Бём (1843−1914) — первая женщина в России, которая стала профессионально заниматься искусством: рисование, иллюстрация, открытки. С 1875 года Елизавета Меркурьевна стала издавать альбомы силуэтов, пользовавшиеся большой популярностью. Чаще всего она рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом. Известный критик В. Стасов называл её «самой даровитой из художниц» и отмечал, что «Бём взяла на свою долю русский детский мир, а в её силуэтах выражается душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи».
Елизавета Меркурьевна Бём
Добрым талантом, который нес свет и радость взрослым и детям, обладала Елизавета Меркурьевна Бём.
Круг ее интересов был широк, она создала целый ряд иллюстраций к произведениям И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Самую большую известность принесли Елизавете Бём открытки, которых она создала более трёх сотен. Открытки Елизавeты Бём пользовались невероятной популярностью на рубeже XIX—XX вв.еков. Их можно было увидеть в коллекциях императорской семьи, в Третьяковской галерее и в шкатулках городских барышень.
У Елизаветы Бём была характерная авторская техника: она тонировала бумагу, делая неровные края, создавая иллюзию пергамента, использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим декоративность.

«Открытки к праздникам» — это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма художница сумела сделать яркими и запоминающимися. Это были праздничные открытки, которые люди посылали на Рождество или Пасху. Они красиво подписывались автором литературной цитатой («Раз в крещенский вечерок девушки гадали…») или пословицей («Мороз не велик, да стоять не велит!», «В зимний холод всякий молод»).
Именно открытки в русском стиле принесли Елизавете Бём настоящую славу, и в России, и за рубежом. Она неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго и не оставалась без призов, включая золотые медали.

Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX-начала XX в. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов — ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.