Научная работа

Камские речники – участники Сталинградской битвы

2 февраля 1943 г. силами Красной Армии были разгромлены немецко-фашистские войска под Сталинградом.
Сталинградская битва — одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войны, среди мужественных участников которой, были и камские речники.

Нарком речного флота Зосима Алексеевич Шашков писал: «В великой битве на Волге активное участие принимали камские речники. Они осуществляли многочисленные перевозки бойцов и командиров, эвакуировали раненых и гражданское население, переправляли различные грузы». Волга являлась транспортной магистралью, по которой переправлялись оружие и боеприпасы, перебрасывались воинские части, а главное — доставлялась бакинская нефть, так нужная фронту. Если бы немцам удалось уничтожить этот «кровеносный сосуд», то советские танки и самолеты попросту остались бы без топлива. Этим и объяснялось остервенение, с которым фашисты рвались к Сталинграду. Захват города открывал дорогу и на Кавказ, к нефтяным месторождениям, и путь вверх по Волге — в направлении Куйбышева (современный г. Самара), главного центра советского авиастроения.

Незадолго до начала войны приписной флот Чистопольского судостроительного-судоремонтного завода пополнился пятью новыми грузовыми теплоходами, спущенными на воду со стапелей завода «Красное Сормово» (г. Горький, ныне г. Нижний Новгород). Названия этого проекта носили имена братских союзных и автономных республик. В Чистополь прибыли теплоходы «Советская Молдавия», «Киргизия», «Таджикия», «Туркмения», «Татария». Все они работали на перевозках в районах боевых действий.

С началом Сталинградской битвы, немецкая авиация приступила к минированию фарватера. Речникам приходилось передвигаться по заминированным участкам, подвергаясь систематическим бомбежкам и ожесточенному артиллерийскому обстрелу. Об этом свидетельствуют воспоминания капитана теплохода «Туркмения — Александра Ивановича Яшманова: «В Сталинград шли без задержек и остановок. Прибыли во Владимировку (пристань в 176 километрах ниже Сталинграда) и встали под погрузку воинской части для следования на Сталинградский фронт. При выходе из Владимировки диспетчер предупредил: гитлеровская авиация бомбила Сталинград, разбомбила наливные баржи с горючим. Волга горит! Ночью шли без сигнальных огней, без маскировки. Я стоял на мостике. Вдруг навстречу немецкие самолеты-бомбардировщики атакуют наш караван. Идущий впереди пароход «Лермонтов» круто повернул возле лесистого берега. Повернули и мы. Укрылись в тени, замаскировались ветками деревьев, прибыли в Сталинград. Город уже было не узнать после бомбежек. Приехали бакенщики и рассказали, что немцы с воздуха заминировали фарватер. Связались с руководством, получили приказ: «Приняв все меры предосторожности, выходить!» Так мы начали курсировать в районе Сталинграда, куда прибывали свежие части и вооружение с Сибири, перевозили промышленную продукцию, оборудование, хлеб»

Экипаж грузового теплохода «Таджикия» доставлял из Астрахани в Горький партию хлопка. На подступах к Сталинграду 23 августа 1942 г. судно обстреляли вражеские танки Капитан Рыбаков Иван Иванович, находящийся у штурвала, всячески пытался уйти от удара. Снаряд попал в судно и загорелся хлопок. Экипаж теплохода боролся до последнего. Более 10 крупных пробоин было обнаружено при осмотре. Ремонтники говорили: «Вырваться из такого пекла и не потерять теплоход-геройство». Мужество экипажа было высоко оценено правительством. Капитан Рыбаков И. И., механик Евстафьев В, П., боцман Бобылев В. П. были награждены орденом Красной Звезды, остальные члены экипажа — боевыми медалями.

Грузовой теплоход «Татария» — подорвался на мине 04.08.1942 г. в районе села Солодники ниже Сталинграда. В тот роковой рейс оборвались жизни более 1500 военнослужащих, находившихся на борту. Из 41 члена экипажа погибли 17, в том числе женщины и дети (так как члены экипажа часто брали семьи с собой). Трюм теплохода стал для них «братской могилой» на дне Волги у стен Сталинграда. За «Татарией» следовал теплоход «Туркмения» под руководством капитана Яшманова А. И., который взял к себе на борт выживших.

Мины, которые фашисты сбрасывали в Волгу с самолетов, разносили речные пароходы в клочья, не оставляя почти никаких шансов для спасения. Самое страшное, что трагедии происходили прямо на глазах у речников. Суда ходили караванами, и речники с ужасом смотрели, как их товарищи вместе с семьями взлетают на воздух.

В 1942 г. третьим штурманом на санитарно-транспортное судно № 53 была направлена чистополка Кокорина Антонина Яковлевна после окончания курсов речного техникума в Перми. Санитарно-транспортное судно № 53 до войны — пассажирский теплоход «Ленинград», переоборудованный в Чистополе под госпиталь. Экипаж курсировал по Волге, Каме, Белой, Вятке. Перевозили раненых из Сталинграда, Поволжья — отовсюду, где шли бои, доставляли их в Пермь, Соликамск и другие города, размещали по госпиталям. Антонина Яковлевна вспоминала о том, как непросто приходилось забирать раненых с берегов Сталинграда, потому что немецкие самолеты обстреливали, постоянно бомбили. Как огненное пламя огромной стеной поглощало все вокруг, бушевало в районе падающих железнодорожных мостов в Ульяновске, Куйбышеве, Сталинграде, Ярославле. Какой ад был в Саратове, когда бомбили нефтеналивные и бензиновые баки парохода и в это время огненная вода поглощала вокруг все живое. На глазах экипажа погибал пароход «Нижневолгострой», капитаном которого был наш земляк Трубилов Федор Васильевич. Антонина Яковлевна рассказывала: «Взрыв тогда был страшный, после которого никто не смог спастись, прямо по Волге плыли останки человеческих тел».

В августе 1942 года «Нижневолгострой» следовал Сталинград за ранеными бойцами. Темной дождливой ночью 11 августа, стоявший на якоре в метрах 20 от берега пароход, был обнаружен немецкой авиацией. После многократных вражеских попыток уничтожить объект, пароход загорелся. Все 27 членов экипажа мужественно выполняли свою работу, самоотверженно боролись за спасение судна и людей.

Капитан парохода «Яков Воробьев» — Иван Васильевич Бычков — лучший капитан Министерства речного флота СССР. Прошёл трудовой путь от матроса на барже до капитана судна. В период Великой Отечественной войны пароход входил в состав действующей армии, выполняя государственные задания по доставке грузов и армейских резервов на подступы к Сталинграду, на обратном пути вывозя раненых из прифронтовой полосы в тыл. Судно не раз попадало под обстрел фашистской авиации, но раненых доставляло в город Камышин, где их перевозили на железнодорожную станцию, чтоб распределить по тыловым госпиталям по характеру ранений и благодаря слаженной работе экипажа судну всегда удавалось избежать серьезных повреждений.

Еще один наш земляк был свидетелем и участником событий тех страшных дней. Иванов Вениамин Петрович. Перед войной Вениамин устроился работать кочегаром на танкер «Автодор» Камского речного пароходства. 30 августа 1942 года это судно с командой было временно передано в распоряжение действующей армии. Команда теплохода участвовала в доставке нефтепродуктов (ГСМ) из хранилищ Астрахани для обеспечения техники подразделений Сталинградского фронта. В эти тяжелейшие для армии дни каждый боец был на счету, и некогда было разбираться, что Вениамину только 14 лет. Судно ходило по заминированному фарватеру, членам экипажа не раз приходилось нырять и обезвреживать мины. Команду снабдили всем вооружением, необходимым для отражения воздушных налётов немецких самолетов. Страшные дни и ночи: горели город, земля и Волга, от рёва военной техники закладывало уши, дым застилал глаза. «Автодор» нёс военную службу до окончания Сталинградской битвы.

В историю битвы на Волге камские речники вписали яркие образцы героизма и непреклонной решимости, внесли особый вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

Теплоход "Татария"
Бычков Иван Васильевич (стоит в центре)
Иванов Вениамин Петрович
Кокорина Антонина Яковлевна
Трубилов Федор Васильевич
Яшманов Александр Иванович
Список источников и литературы

1.Документы и фотографии из фондов Чистопольского музея-заповедника
2.Бычков Иван Васильевич https://tatfrontu.ru/person/bychkov-ivan-vasilevich
3.Иванов Вениамин Петрович https://tatfrontu.ru/person/ivanov-veniamin-petrovich
4.Кокорина Антонина Яковлевна https://tatfrontu.ru/person/kokorina-antonina-yakovlevna
5.Королева О. Подвиг чистопольских речников // Ракурс.-2016.- 9 сентября. – С.2.
6.Чистополь-город речников. - Казань: ИД «МеДДоК», 2014-304с.

Материал для публикации подготовила Костенич А.В. - научный сотрудник Музейно-выставочного комплекса Чистопольского музея-заповедника.
Чистополь в годы Великой Отечественной войны Из истории Чистополя