Судоремонтный завод: социальная инфраструктура в советский период.
К концу XVIII века в городе Чистополь появились пароходы и баржи, которым нужен был систематический ремонт и место для стоянки. Эту функцию начал выполнять затон, который расположился на месте впадения реки Прость в Каму. Для ремонта местного флота были построены на берегу мастерские, в которых размещались 2 токарных, сверлильный и строгательный станки, столярные приспособления. Помощь так же оказывали 46 городских кузниц, механические мастерские Сумина, Полякова, Маклакова, Храмина, Якимова. Доходами за стоянку входящих в затон судов пользовался город, но они были незначительными. Для его содержания город вносил большие расходы, ввиду того что важность затона реки Камы признается не только для местного населения и города Чистополя, но также и для судоходства [1, с. 117].
В 1917 году в затоне работало 200 человек. В 1921 году установили 2 паровые машины, появилось электрическое освещение. В 1929 году построен механический цех. В 1930 году создаются кузнечный, котельный, литейный, меднотрубные цеха.
4 ноября 1936 года приказом Наркома водного транспорта затон Чистополя по своим производственным показателям и объёму работ стал именоваться судоремонтным заводом II разряда.
1 июля 1945 года заводу присвоено имя 25-летия Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Заводу принадлежало лидирующее место в Камском речном пароходстве, за что он неоднократно награждался переходящими Красными знаменами и Почетными грамотами.
Завод первым начал оборудовать суда с паровыми котлами КВ-5 приборами автоматического регулирования давления пара и обеспечивал такими приборами все бассейны Министерства речного флота СССР.
В 1956 — 1957 годах при строительстве Куйбышевского водохранилища горизонт воды на Каме был поднят на 12 метров. Для создания закрытой акватории затона судоремонтным заводом была построена специальная оградительная дамба [2, с 200]. Она имела 1.300 погонных метров [3, с. 4].
В 1957 году к заводу был приписан речной флот, имеющий значительное количество пассажирских, грузовых и буксировочных судов.
В 1960-е годы был построен судосборочный цех, кислородная станция, реконструирован механический цех.
В 1972 году директором Чистопольского судоремонтного завода имени 25-летия ТАССР был назначен Михаил Александрович Воронов, который проработал до 1998 года.
В это время завод выпускал паромы, ледоколы, грейферы, пожарно -аварийно спасательные буксиры-толкачи. Еще изготавливали гидроперегружатели — очень мощные корабли, предназначенные для перегрузки нерудных материалов (песка, гравия и т. д.). Литейные и механические цеха работали в 2 смены. До 1987 года объем продукции на заводе доходил до 6 миллионов рублей в год.
Флот пополнился современными судами, внедрили метод толкания. Создан новый цех — цех технической эксплуатации флота (ЦТЭФ).
Завод производил реконструкцию литейного, транспортного, деревообделочного цехов и отдела главного механика [2, с. 195].
Чистопольский судоремонтный завод в советские годы был одним из крупных предприятий города Чистополь. Развитие производства и необходимость в кадрах обусловили появление социальной инфраструктуры микрорайона «Водники».
Ещё до революции в затоне располагался поселок речников, где они зимовали в маленьких, серых, похожих на сараюшки дома. В поселке было грязно, неуютно, голодно. За это его прозвали Вшивым. [2, с. 194]. До 1930 года завод имел восемь домов, в которых проживало 85 семей [3, с. 2].
В 1950-е годы завод построил 1300 квадратных метров жилой площади и сдал в эксплуатацию с хорошим качеством, кроме этого два жилых дома на 78 комнат отремонтированы капитально с отличной оценкой. [3, с.2]. Было построено 12 восьмиквартирных домов, 5 двенадцатиквартирных, 9 двухквартирных, общежитие на 100 человек, сдали в эксплуатацию построенный хозяйственным способом один восьмиквартирный дом [4, с.1]. Интенсивно велось строительство в 1970-е годы, когда директором судоремонтного завода был Михаил Александрович Воронов. При нем построили порядка десяти жилых зданий в самом поселке, общежитие и несколько кооперативных домов в районе мебельной фабрики [2, с.194].
В 1929 году в Чистополе была организована школа ФЗУ (фабрично — заводского ученичества) с четырехгодичным сроком обучения. Располагалась она в здании бывшей школы № 4 [5, с. 192]. Взрослые учились в вечерней школе с 5 по 8 класс [6, с.1]. В октябре 1940 года ФЗУ была реорганизована в ремесленное училище № 5. Судоремонтным заводом для учеников было построено учебное здание, мастерские, подсобные помещения, общежитие, столовая. Учебное заведение было на полном государственном обеспечении (питание, проживание, обмундирование). В 1963 году прошла реорганизация в ГПТУ № 5. В 1977 году училище стало среднегородским профессионально-техническим для подготовки специалистов. В 1978 году получили от завода благоустроенное общежитие на 260 мест. Выпускники могли устроиться на Чистопольский судоремонтный завод по разным специальностям. В 2010 году училище объединили с политехническим колледжем [5, с. 192 — 194].
1 сентября 1957 года гостеприимно распахнулись двери школьного интерната. В светлых, чистых комнатах расположились на жительство школьники — дети работников плавающего состава, обучающиеся в начальных классах, пятых-седьмых и восьмых-девятых классах, родители которых на продолжительное время оторваны от места постоянного жительства — находятся в плавании. На каждые 5 — 8 человек была отдельная спальня. Оборудованы комната для занятий, отдыха и столовая. Подобран воспитательный персонал с высшим и средним педагогическим образованием. Перед школьным интернатом стояли разные задачи: обеспечить обучение детей; воспитать всесторонне развитых и образованных; создать благоприятные условия для проживания; привить любовь и социалистическое отношение к труду; ежедневные занятия утренней гимнастикой с последующими водными процедурами; организовать кружковую работу по различным видам искусства — внеклассные занятия. Питание учащихся, проживающих в школьном интернате организовывалось четыре раза в день. В воскресенье и праздничные дни по разрешению директора детей отпускали домой. В летнее время отпускали к родителям [7, с 1].
После окончания учебного года в школах, с наступлением лета, дети ездили отдыхать в пионерский лагерь «Водник», который располагался на живописном берегу реки Камы в сосновом бору поселка Тарасова недалеко от Берсута [8, с. 2]. До 140 человек в смену и 400 школьников в летний период проводили свои каникулы с пользой, им прививали чувство дружбы и товарищества, трудовые навыки. Их ждали прекрасные увлечения: походы в лес, экскурсии, физкультурные игры, костры, встречи с пионерами других лагерей, занятия на спортплощадках. Как одна большая семья они проводили свой разумный отдых. Веселая детвора принимала участие в организованных кружках, художественной самодеятельности, юннатов и др. Профсоюзная организация и руководство завода заботились о том, чтобы у ребят было много развлечений, для веселого и интересного проведения летнего отдыха [9, с. 1].
Заводской комитет профсоюза заботился о здоровье и отдыхе не только детей, но и рабочих. В выходные дни совершались коллективные выезды рабочих и их семей на отдых за город в лес. Раз в месяц проводились культпоходы в театр. Заводчане ездили восстанавливать свое здоровье на курорты и в санатории, в дома отдыха «Красный ключ». Совершали экскурсии на пароходах в Астрахань и Ростов-на-Дону [9, с. 1].
В 1960-е годы судостроителями были построены детские сады № 5, № 11, № 21, и школы № 4, № 17 [2, с. 194].
Здравпункт с одним фельдшером был организован в 1933 году. Через год открылась больница на 25 коек в деревянном здании по улице Бутлерова. В 1934 году началось строительство кирпичного здания стационара, затянувшегося на 25 лет. В годы Великой Отечественной войны в недостроенном здании проживали рабочие судоремонтного предприятия [6, с. 214 — 215]. В 1956 году строительство здания продолжили. В светлых просторных палатах расположились хирургическое, терапевтическое, гинекологическое и детское отделения, оснащенные необходимым оборудованием и инструментарием. Закончил возведение больничного корпуса в 1960-е годы директор судоремонтного завода Исидор Ильич Лезнов [2, с. 199]. В 1972 году она стала Чистопольской больницей водников Камской центральной бассейновой поликлиники г. Перми. В больнице были хирургическое, гинекологическое, урологическое, отоларингологическое, детское отделения; физиотерапия, лаборатория и отделение лучевой и функциональной диагностики [5, с. 214 — 215]. В 2016 году больницу закрыли и передали в Чистопольское ЦРБ [10].
В марте 1935 года вышел первый номер многотиражной газеты «Водники Татарии» (потом она стала называться «Чистопольский водник»).
Организации досуга всегда уделялось большое внимание. Для проведения вечернего времени судоремонтный завод организовал клуб «Речников» по адресу ул. Пионерская д. 1. Чистопольцы и работники завода приходили на просмотр кинофильмов, участвовали в театральных постановках и праздничных концертах. В этом здании располагалась библиотека.
В поселке Водников находилась баня с буфетом, куда приходили мыться не только работники судоремонтного завода, но и все жители города.
На дамбе находилась платьемойка. Эта деревянная платформа была построена не для рыбалки или вида на Каму, а для стирки. Летом работницы завода и жители города приходили стирать теплые вещи и паласы. Всего 100 лет назад так стирали даже в больших городах, когда не во всех домах была проточная вода.
Немалую лепту судостроители вносили в строительство дорог, мостов и благоустройства улиц города Чистополь. [2, с. 194]. На средства завода шло асфальтирование тротуаров и мощение дорог в микрорайоне, насаждение саженцев [4, с. 1]. Возведены спортплощадки, торговые комплексы, столовая. На реке Ржавец заводской комитет профсоюза организовали лодочную станцию для рабочих и служащих завода [4, с. 1]. В 1980-е годы в поселке Водников была построена квартальная котельная. [2, с. 194].
Таким образом в советский период Чистопольский судоремонтный завод обеспечивал необходимыми условиями город и микрорайон: общественным питанием, охраной здоровья, детскими дошкольными учреждениями, заведениями образования, жилищно-коммунальным хозяйством, организацией отдыха и культуры (библиотека, клуб, лагерь для школьников).
Источники:
1.Состояние Чистопольского об тщественного управления и г. Чистополя в 1986 году. Отчёт городской управы. Чистополь. Топография А. Л. Архипова. 1987. 133 с.
2.Чистополь и Чистопольцы. Из прошлого и настоящего. / Издательство «По городам и весям» - Казань, 2004г. – 460 с.
3.Газета «Ленинский путь» 30 декабря 1966 г.
4.Игнатьев. А. Благоустроим свой поселок// Водник Татарии – 1957. – 11 мая. – с.1.
5.Чистополь – город речников. – Казань: ИД «МеДДоК», 2014 – 304 с.
6.Газета «Прикамская коммуна» 12.10.1937 г.
7.Семенова А. Добро пожаловать// Чистопольский водник. – 1957. – 31 августа. – с.1.